Цветовые палитры используются в различных видах творчества, в быту и в бизнесе. Они представляют собой фиксированный набор основных колористических тонов и их оттеночных вариантов. В палитрах представлены названия цветов и их символьное обозначение. Последнее необходимо для унификации, чтобы в тех или иных продуктах, где использован колористический вариант, он воспринимался всеми одинаково.

- Существующие цветовые палитры
- RAL
- NCS
- Pantone
- Другие варианты
- Все цвета и их оттенки по названиям
- Белый
- Голубой и синий
- Зеленый
- Красный и розовый
- Коричневый
- Серый
- Желтый и оранжевый
- Фиолетовый
- Черный
- Цвета и психология человека
- Использование разных цветов в интерьере
- Кухня
- Гостиная
- Спальня
- Ванная комната
- Детская комната
Существующие цветовые палитры
Палитры, или иначе оттеночные диапазоны, начали создаваться несколько веков назад. Они представлялись в виде шкал или атласов колеров. Среди наиболее распространенных и широко используемых 3 основных стандарта.
RAL
Палитра разработана в начале XX в. в Германии как стандарт для лакокрасочной продукции. Reichs-Ausschuss fur Lieferbedingungen – это цветовой диапазон, созданный Государственным комитетом по условиям поставок. В нем с большой скрупулезностью колористическое пространство разделено на отдельные диапазоны. Каждому разделу присвоен цифровой индекс. Обозначения четырехзначные.
Первая цифра | Раздел | Количество оттенков |
---|---|---|
1 | желтые | 27 |
2 | оранжевые | 22 |
3 | красные | 22 |
4 | фиолетовые | 10 |
5 | синие | 23 |
6 | зеленые | 32 |
7 | серые | 37 |
8 | коричневые | 19 |
9 | светлые и темные | 12 |
Нотации – наставления и система условных обозначений – сопровождают каждый раздел. Это позволяет правильно понимать и толковать цвета для их использования в промышленности, в дизайне и других областях.

Палитра включает шкалы:
- Classic;
- Design;
- Digital;
- Effect;
- Plastics;
- Books.
NCS
Natural Color System переводится с английского как “естественная система цвета”. Авторство принадлежит Скандинавскому одноименному институту. Появилась NCS в 1979 г. Главный принцип – использование 6 простых цветовых тонов, которые невозможно представить сочетанием двух других (исключение – зеленый).
Колористические элементы:
- белый;
- черный;
- красный;
- желтый;
- зеленый;
- голубой.

Прочие получаются смешением двух других. В описании оттенков принимаются во внимание близость к черному цвету (параметр темноты) и насыщенность (чистота), а также содержание двух основных тонов в процентах.
Pantone
Система создана в середине XX в. специально для полиграфических работ. Идентифицируются колористические единицы цифровым набором. Причем их применяют для различных видов полиграфических красочных материалов, основными из которых являются краски триадные и смесевые.
Создаются каталоги, в которых представленные тона и оттенки ориентированы на технологию печати и различные виды бумаги, используемой в полиграфии.
Другие варианты
Палитрами называют набор красок, которыми пользуются художники, создавая свои произведения. Они имеют одинаковые названия независимо от того, в какой технике выполняется работа: акварель, гуашь, темпера или масло.
В компьютерной графике тоже используется понятие цветовой палитры. Это набор красочных тонов, который доступен графической системе компьютера. Другое название – индексированные цвета. Изображение на экране монитора не всегда адекватно передает вариации стандартных колористических диапазонов. Поэтому при создании узора или картины в компьютерном варианте приходится учитывать, как они будут выглядеть в реальности: напечатанными полиграфическим способом, выведенными на широкоформатном принтере, плоттере или нанесенными на пластиковую поверхность.
Существуют колористические справочники для использования в компьютерном художественном творчестве. Один тон представляется в различных цифровых цветовых моделях.
Наиболее распространенная – RGB, в ее основе 3 цвета:
- красный – Red;
- зеленый – Green;
- синий (голубой) – Blue.
.jpg)
Наряду с ней применяется модель CMYK:
- Cyan;
- Magenta;
- Yellow;
- Key (Black).
Она соответствует четырехкрасочному принципу в полиграфии, когда выводят 4 пленки, последовательно прогоняемые через печатную машину.
В работе используются еще HSL, HSB/HSV, LAB, XYZ. Для перевода обозначений одного и того же тона из одной модели в другую применяют конвертеры колеров. Они встраиваются в некоторые графические программы.
Помимо этих цифровых моделей, в коллекции включаются классические варианты цветовых диапазонов. Например, палитра Pantone есть во многих графических программах, особенно в тех, которые созданы для профессиональных дизайнеров.
Шестнадцатеричный цветовой код – универсальная цифровая модель для отображения веб-страниц. Другое название – HTML-цвета.
Обозначение колера выглядит следующим образом: знак #, далее буквенно-цифровой формат, например #FAEBD7.
Код описывает тона и оттенки исходя из трех элементов, которые соответствуют модели RGB.
Все цвета и их оттенки по названиям
Основные группы цветов включают в себя по несколько вариаций оттенков по шестнадцатеричной НТМL-модели. Часто первоначальное название колористические тона получают исходя из химического состава реальных красок, используемых как в художественном творчестве, так и в промышленном дизайне. Но есть и чисто цифровые варианты.
Белый
В группе белых колеров есть Белый и Белоснежный. Первый описывается как меловой или снежный, второй – как ослепительно белый. К ним близки Снежный и Призрачно-белый тона.
.jpg)
Однако есть ряд оттенков, которые выглядят как не совсем белые:
- Дымчато-белый – со светло-серым оттенком.
- Античный белый – переходный в бежевый.
- Цветочный белый – ближе к бледно-бежевому.
- Медвяная роса – более чем светло зеленый.
Голубой и синий
В группе синих и голубых Синий или Темно-голубой – основные тона.
Несколько вариантов аналогичных:
- Темно-синий
- Пороховая синь.
- Темно-лазурный.
- Военно-морской – глубокий, благородный синий.
Лазурные тона:
- Синий Доджер – насыщенная лазурь.
- Светло-синий – светлый сине-голубой.
- Синяя сталь – подтон сине-голубого.

Далее идут оттенки, переходные к циану и цвету морской волны:
- Голубой кадетский – средне-темно-синий.
- Бирюзовый – светло-зеленый с голубизной.
- Аквамариновый – средне-светлый зелено-голубой.
- Циан – цвет морской волны.
Зеленый
Зеленый – основной тон.
Ближайшие к нему:
- Темно-зеленый – темный подтон зелено-голубого.
- Лесной зеленый.
- Зеленое море.
Более далекие на переходе к Сине-зеленому:
- Средний аквамарин – средне-светлый оттенок зелено-голубого.
- Светло-морской – зелено-голубой.
.jpg)
Другое направление – оливковые тона:
- Желто-зеленый.
- Оливково-серый – средне-темный подтон желто-зеленого.
- Камуфляжный.
- Темный оливково-зеленый.
Еще одно направление – тяготение к желтому цвету:
- Весенний – зелено-голубой.
- Бледно-зеленый.
- Лаймово-зеленый.
- Зеленая лужайка.
- Шартрез – горчично-зеленый тон зеленого яблока.
- Зеленая мята – светлый мятный оттенок зеленого.
Красный и розовый
Красный – базовый цвет.
Близки к нему:
- Карминово-красный.
- Транспортный красный.
- Кирпичный.
- Киноварь.
- Ализариновый красный – аналогичен органическому красителю ализарину.

В темной гамме:
- Кларет – тон красного вина Бордо.
- Темно-красные – Кармазин, Кардинал.
Несколько оттенков в лососевых тонах:
- Темная лососина.
- Светлый лососевый.
- Сиена жженая – средне-светлый тон красно-оранжевого.
В коралловой гамме Светлый коралл – средне-светлый оттенок красного.
Розоватые тона:
- Амарантовый.
- Американская роза.
К коричневым тяготеют Каштановый и Темно-коралловый.
Коричневый
Коричневый – исходный тон.
Другие варианты:
- Шоколадный.
- Темный желто-коричневый.
- Коричневое седло – средне-темный.
- Темная сиена – средне-светлый подтон красно-оранжевого,
- Коричнево-малиновый.
.jpg)
Светлые оттенки при переходе к желтому:
- Цвет загара – средне-светлый оттенок коричневого.
- Цвет плотной древесины.
- Пшеничный.
- Белый навахо – высветленный коричневый.
- Бисквитный.
Переход к наиболее светлой зоне желтой гаммы: Кукурузные рыльца – высветленный подтон коричнево-желтого.
Серый
Базовый цвет этой части палитры – серый. Он относится к составным, присутствуют по 50% красного, зеленого и синего.
Остальные вариации этого тона:
- Тускло-серый.
- Темно- и Светло-серый.
- Группа Сланцево-серых (другое название – Серый шифер).
- Серебряный – светлый оттенок серого.
- Гейнсборо – предельно светлый подтон серого, его называют еще туманно-белым.
.jpg)
Желтый и оранжевый
В оранжевом спектре базовый цвет – Красно-оранжевый.
Близкие к нему:
- Темный оранжевый.
- Томатный – средне-светлый оттенок красного.
- Коралловый – более светлый, чем Томатный.
- Светлый лососевый – средне-светлый подтон красно-оранжевого.
Среди желтой группы основной цвет – Желтый. По соседству с ним – Золотой, он же желто-оранжевый.

Ряд вариантов – более светлые:
- Бледно-апельсиновый.
- Светло-желтый, Лимонно-кремовый – светлый золотисто-желтый, Побег папайи, Мокасиновый.
- Темно-персиковый – светлый оттенок оранжевого.
- Бледно-золотистый – светлый подтон желтого.
- Переходный цвет к Хаки – Темный хаки.
Фиолетовый
Фиолетовые тона в палитре включают несколько оттенков: Голубой фиолетовый, Темно-фиолетовый, Глубокий фиолетовый, Темный пастельно-фиолетовый.
Неподалеку от них – пурпурные оттенки:
- Пурпур.
- Средне-пурпурный.
- Индиго – средне-темный подтон пурпурно-синего.
- Темный грифельно-синий – переходит в синюю гамму.
.jpg)
Более светлые в пурпурных и розовых оттенках:
- Маджента – цвет фуксии.
- Сливовый – средне-светлый оттенок пурпурного.
- Чертополох – отсылает к цветку одноименного растения.
- Темно-лавандовый – соседствует с Аметистовым.
Черный
Черный цвет – основной, он не имеет вариаций. В таблицах RGB, CMYK, HSL он обозначается как содержащий 0% по всем шкалам.
Но есть несколько оттенков других тонов, которые близко подходят к черному:
- Серый голубовато-зеленый оттенок черного.
- Золотой оттенок черного.
- Красный оттенок черного.
- Сумеречный серый голубовато-зеленый.
- Серая умбра.
- Темно-коричневый и еще несколько других.
.jpg)
Цвета и психология человека
Постоянно окружая нас, цвет воздействует на наше восприятие действительности. Различные тона и оттенки соотносятся с эмоциональными состояниями, могут влиять на работоспособность и настроение человека. Воздействие цвета распространяется в первую очередь на сферу чувств и в меньшей степени на интеллект.
Ученые установили, что между цветами и их истолкованием есть корреляция. Она выражается в типовых подсознательных ассоциациях, которые свойственны большинству людей в одном и том же социальном контексте.
Интерпретация колористических тонов культурно неоднородна. Но есть общее:
- Черный цвет чаще всего связывают с мощью, тайной, гневом, стилем.
- Синий представляет вселенную. Он ассоциируется с безопасностью, успокаивающим действием, физическим и психологическим расслаблением.
- Зеленый тяготеет к символике мира, спасения, гармонии и любви. Его рассматривают как цвет жизни и роста. Умиротворяет и расслабляет.
- Красный порождает представление об активности, уверенности, страсти. Это возбуждающий, стимулирующий цвет. Однако в крайнем выражении он символически связан с огнем и войной.
- Желтый – цвет солнца, божественного воплощения. Радостный и парящий, проявление движения, оптимизма, выразительности.
- Фиолетовый связывают с мудростью и зрелостью. Способствует вдохновению, состраданию. Одновременно его характеризуют как таинственный, связанный с великими идеями и интуицией.

Использование разных цветов в интерьере
Цветовые решения в дизайне интерьера играют важную роль. Каждому стилю соответствует своя палитра, набор сочетаний тонов и оттенков. И это не зависит от того, какое стиль дизайна выбран: классический, модерн или хай-тек.
Подбор цветового диапазона задает общее направление, делая интерьер приятным для глаза, оригинальным.
Используются несколько основных композиционных вариантов цветовых сочетаний:
- однотонный;
- двухцветный – в основе 2 основных тона с добавлением нескольких вспомогательных оттенков;
- полярный – работает на контрастах;
- многоцветный – сочетание нескольких цветов, часто используется триада тонов.
Кухня
На кухне допустимы разные цветовые сочетания и варианты. Многое зависит от вкуса хозяев. Однако подбор темных тонов – слишком экзотичный вариант. Он требует большой осторожности. Если же выбирать яркие тона, то в качестве доминантного цвета подойдут красный, белый, желтый, зеленый.
.jpg)
Гостиная
Гостиная, как это принято в большинстве домов, – комната для приема гостей. Но и сами хозяева с удовольствием располагаются там для работы, чаепития или отдыха. Многие оформляют эту комнату в каком-либо едином стиле, хотя другие предпочитают эклектику.
Если хозяева выбирают яркие тона, стоит отслеживать их гармоничность.
Если решено следовать одному стилю, то он будет определять и цветовую гамму. Например, стиль прованс потребует светлых, розоватых, бледно-фиолетовых, бледно-зеленых тонов. Стили классика или модерн предполагает опору на цвета натурального дерева и подбор соответствующих тканей. Современные лофт и хай-тек влекут за собой использование характерных для них тонов. Техно потребует металлизированных поверхностей соответствующих оттенков.
Спальня
Предназначение спальни – отдых. Поэтому вряд ли найдутся любители кричащих цветов и контрастных сочетаний для оформления этой комнаты. Классика спального интерьера – бежевые, розоватые, голубоватые тона, мятные и лавандовые оттенки.
.jpg)
Мебель предпочтительна в различных оттенках натурального дерева, хотя многим и нравятся окрашенные светлыми красками кровать, тумбочки, шкаф. Пуфы, которые часто присутствуют в спальне, оформляются тканями некричащих тонов. Шторы удобны плотные, защищающие пространство не только от света, но и от шума. Их можно сделать более темными, чем весь интерьер, но не контрастными, а близкими по палитре.
Ванная комната
В ванной преобладают керамические или пластиковые материалы. В большинстве случаев комната отделывается в одном тоне. Иногда используется два, один из которых – белый, т. к. сантехника изготавливается главным образом в этом цвете.
Поскольку ванная – помещение небольшое, не стоит перегружать ее темными колерами. Не рекомендуется также выбирать красный цвет или, например, желтый. Предпочтительны оттенки синего или зеленого. Уютной выглядит ванная, оформленная в молочных, бежевых, розоватых тонах.
Детская комната
Детская оформляется в комфортных для ребенка оттенках и цветовых сочетаниях. Большое количество разноцветных картинок со временем будет его утомлять. Поэтому так важно соблюсти баланс между использованием привлекательных для ребенка цветных изображений, ярких пятен и спокойной, гармоничной композицией.
Палитру можно применять широкую, но ориентироваться стоит на жизнерадостные тона: золотые, желтые, мягкие оттенки красного, зеленого или голубого цвета. Главное не переборщить с яркостью и контрастными сочетаниями.

Имею художественное образование и готова ответить на интересующие Вас вопросы