Названия цветов и различные палитры

Названия цветов

Цветовые палитры используются в различных видах творчества, в быту и в бизнесе. Они представляют собой фиксированный набор основных колористических тонов и их оттеночных вариантов. В палитрах представлены названия цветов и их символьное обозначение. Последнее необходимо для унификации, чтобы в тех или иных продуктах, где использован колористический вариант, он воспринимался всеми одинаково.

Цветовые палитры
Цветовые палитры – набор тонов и их оттенков.

Существующие цветовые палитры

Палитры, или иначе оттеночные диапазоны, начали создаваться несколько веков назад. Они представлялись в виде шкал или атласов колеров. Среди наиболее распространенных и широко используемых 3 основных стандарта.

RAL

Палитра разработана в начале XX в. в Германии как стандарт для лакокрасочной продукции. Reichs-Ausschuss fur Lieferbedingungen – это цветовой диапазон, созданный Государственным комитетом по условиям поставок. В нем с большой скрупулезностью колористическое пространство разделено на отдельные диапазоны. Каждому разделу присвоен цифровой индекс. Обозначения четырехзначные.

Первая цифра Раздел Количество оттенков
1 желтые 27
2 оранжевые 22
3 красные 22
4 фиолетовые 10
5 синие 23
6 зеленые 32
7 серые 37
8 коричневые 19
9 светлые и темные 12

Нотации – наставления и система условных обозначений – сопровождают каждый раздел. Это позволяет правильно понимать и толковать цвета для их использования в промышленности, в дизайне и других областях.

RAL
RAL – это самый популярный и применяемый в мире цветовой стандарт.

Палитра включает шкалы:

  • Classic;
  • Design;
  • Digital;
  • Effect;
  • Plastics;
  • Books.

NCS

Natural Color System переводится с английского как “естественная система цвета”. Авторство принадлежит Скандинавскому одноименному институту. Появилась NCS в 1979 г. Главный принцип – использование 6 простых цветовых тонов, которые невозможно представить сочетанием двух других (исключение – зеленый).

Колористические элементы:

  • белый;
  • черный;
  • красный;
  • желтый;
  • зеленый;
  • голубой.
NCS
NCS – цветовая модель, предложенная Скандинавским институтом цвета.

Прочие получаются смешением двух других. В описании оттенков принимаются во внимание близость к черному цвету (параметр темноты) и насыщенность (чистота), а также содержание двух основных тонов в процентах.

Pantone

Система создана в середине XX в. специально для полиграфических работ. Идентифицируются колористические единицы цифровым набором. Причем их применяют для различных видов полиграфических красочных материалов, основными из которых являются краски триадные и смесевые.

Создаются каталоги, в которых представленные тона и оттенки ориентированы на технологию печати и различные виды бумаги, используемой в полиграфии.

Другие варианты

Палитрами называют набор красок, которыми пользуются художники, создавая свои произведения. Они имеют одинаковые названия независимо от того, в какой технике выполняется работа: акварель, гуашь, темпера или масло.

В компьютерной графике тоже используется понятие цветовой палитры. Это набор красочных тонов, который доступен графической системе компьютера. Другое название – индексированные цвета. Изображение на экране монитора не всегда адекватно передает вариации стандартных колористических диапазонов. Поэтому при создании узора или картины в компьютерном варианте приходится учитывать, как они будут выглядеть в реальности: напечатанными полиграфическим способом, выведенными на широкоформатном принтере, плоттере или нанесенными на пластиковую поверхность.

Существуют колористические справочники для использования в компьютерном художественном творчестве. Один тон представляется в различных цифровых цветовых моделях.

Наиболее распространенная – RGB, в ее основе 3 цвета:

  • красный – Red;
  • зеленый – Green;
  • синий (голубой) – Blue.
CMYK
CMYK – модель, активно использующаяся в полиграфии.

Наряду с ней применяется модель CMYK:

  • Cyan;
  • Magenta;
  • Yellow;
  • Key (Black).

Она соответствует четырехкрасочному принципу в полиграфии, когда выводят 4 пленки, последовательно прогоняемые через печатную машину.

В работе используются еще HSL, HSB/HSV, LAB, XYZ. Для перевода обозначений одного и того же тона из одной модели в другую применяют конвертеры колеров. Они встраиваются в некоторые графические программы.

Помимо этих цифровых моделей, в коллекции включаются классические варианты цветовых диапазонов. Например, палитра Pantone есть во многих графических программах, особенно в тех, которые созданы для профессиональных дизайнеров.

Шестнадцатеричный цветовой код – универсальная цифровая модель для отображения веб-страниц. Другое название – HTML-цвета.
Обозначение колера выглядит следующим образом: знак #, далее буквенно-цифровой формат, например #FAEBD7.
Код описывает тона и оттенки исходя из трех элементов, которые соответствуют модели RGB.

Все цвета и их оттенки по названиям

Основные группы цветов включают в себя по несколько вариаций оттенков по шестнадцатеричной НТМL-модели. Часто первоначальное название колористические тона получают исходя из химического состава реальных красок, используемых как в художественном творчестве, так и в промышленном дизайне. Но есть и чисто цифровые варианты.

Белый

В группе белых колеров есть Белый и Белоснежный. Первый описывается как меловой или снежный, второй – как ослепительно белый. К ним близки Снежный и Призрачно-белый тона.

Белый
В белой палитре есть оттенки бежевого цвета.

Однако есть ряд оттенков, которые выглядят как не совсем белые:

  1. Дымчато-белый – со светло-серым оттенком.
  2. Античный белый – переходный в бежевый.
  3. Цветочный белый – ближе к бледно-бежевому.
  4. Медвяная роса – более чем светло зеленый.

Голубой и синий

В группе синих и голубых Синий или Темно-голубой – основные тона.

Несколько вариантов аналогичных:

  1. Темно-синий
  2. Пороховая синь.
  3. Темно-лазурный.
  4. Военно-морской – глубокий, благородный синий.

Лазурные тона:

  1. Синий Доджер – насыщенная лазурь.
  2. Светло-синий – светлый сине-голубой.
  3. Синяя сталь – подтон сине-голубого.
Голубой и синий
Голубой и синий – основные цвета в палитре.

Далее идут оттенки, переходные к циану и цвету морской волны:

  1. Голубой кадетский – средне-темно-синий.
  2. Бирюзовый – светло-зеленый с голубизной.
  3. Аквамариновый – средне-светлый зелено-голубой.
  4. Циан – цвет морской волны.

Зеленый

Зеленый – основной тон.

Ближайшие к нему:

  1. Темно-зеленый – темный подтон зелено-голубого.
  2. Лесной зеленый.
  3. Зеленое море.

Более далекие на переходе к Сине-зеленому:

  1. Средний аквамарин – средне-светлый оттенок зелено-голубого.
  2. Светло-морской – зелено-голубой.
Зеленый
Зеленый цвет – это смешение желтого и синего.

Другое направление – оливковые тона:

  1. Желто-зеленый.
  2. Оливково-серый – средне-темный подтон желто-зеленого.
  3. Камуфляжный.
  4. Темный оливково-зеленый.

Еще одно направление – тяготение к желтому цвету:

  1. Весенний – зелено-голубой.
  2. Бледно-зеленый.
  3. Лаймово-зеленый.
  4. Зеленая лужайка.
  5. Шартрез – горчично-зеленый тон зеленого яблока.
  6. Зеленая мята – светлый мятный оттенок зеленого.

Красный и розовый

Красный – базовый цвет.

Близки к нему:

  1. Карминово-красный.
  2. Транспортный красный.
  3. Кирпичный.
  4. Киноварь.
  5. Ализариновый красный – аналогичен органическому красителю ализарину.
Красный и розовый
Розовый – цвет нежности и молодости.

В темной гамме:

  1. Кларет – тон красного вина Бордо.
  2. Темно-красные – Кармазин, Кардинал.

Несколько оттенков в лососевых тонах:

  1. Темная лососина.
  2. Светлый лососевый.
  3. Сиена жженая – средне-светлый тон красно-оранжевого.

В коралловой гамме Светлый коралл – средне-светлый оттенок красного.

Розоватые тона:

  1. Амарантовый.
  2. Американская роза.

К коричневым тяготеют Каштановый и Темно-коралловый.

Коричневый

Коричневый – исходный тон.

Другие варианты:

  1. Шоколадный.
  2. Темный желто-коричневый.
  3. Коричневое седло – средне-темный.
  4. Темная сиена – средне-светлый подтон красно-оранжевого,
  5. Коричнево-малиновый.
Коричневый
Коричневая палитра плавно переходит к желтой.

Светлые оттенки при переходе к желтому:

  1. Цвет загара – средне-светлый оттенок коричневого.
  2. Цвет плотной древесины.
  3. Пшеничный.
  4. Белый навахо – высветленный коричневый.
  5. Бисквитный.

Переход к наиболее светлой зоне желтой гаммы: Кукурузные рыльца – высветленный подтон коричнево-желтого.

Серый

Базовый цвет этой части палитры – серый. Он относится к составным, присутствуют по 50% красного, зеленого и синего.

Остальные вариации этого тона:

  1. Тускло-серый.
  2. Темно- и Светло-серый.
  3. Группа Сланцево-серых (другое название – Серый шифер).
  4. Серебряный – светлый оттенок серого.
  5. Гейнсборо – предельно светлый подтон серого, его называют еще туманно-белым.
Серый
Серый цвет относится к составным.

Желтый и оранжевый

В оранжевом спектре базовый цвет – Красно-оранжевый.

Близкие к нему:

  1. Темный оранжевый.
  2. Томатный – средне-светлый оттенок красного.
  3. Коралловый – более светлый, чем Томатный.
  4. Светлый лососевый – средне-светлый подтон красно-оранжевого.

Среди желтой группы основной цвет – Желтый. По соседству с ним – Золотой, он же желто-оранжевый.

Желтый и оранжевый
Красно-оранжевый – базовый цвет в оранжевом спектре.

Ряд вариантов – более светлые:

  1. Бледно-апельсиновый.
  2. Светло-желтый, Лимонно-кремовый – светлый золотисто-желтый, Побег папайи, Мокасиновый.
  3. Темно-персиковый – светлый оттенок оранжевого.
  4. Бледно-золотистый – светлый подтон желтого.
  5. Переходный цвет к Хаки – Темный хаки.

Фиолетовый

Фиолетовые тона в палитре включают несколько оттенков: Голубой фиолетовый, Темно-фиолетовый, Глубокий фиолетовый, Темный пастельно-фиолетовый.

Неподалеку от них – пурпурные оттенки:

  1. Пурпур.
  2. Средне-пурпурный.
  3. Индиго – средне-темный подтон пурпурно-синего.
  4. Темный грифельно-синий – переходит в синюю гамму.
Фиолетовый
Фиолетовые тона включают различные оттенки.

Более светлые в пурпурных и розовых оттенках:

  1. Маджента – цвет фуксии.
  2. Сливовый – средне-светлый оттенок пурпурного.
  3. Чертополох – отсылает к цветку одноименного растения.
  4. Темно-лавандовый – соседствует с Аметистовым.

Черный

Черный цвет – основной, он не имеет вариаций. В таблицах RGB, CMYK, HSL он обозначается как содержащий 0% по всем шкалам.

Но есть несколько оттенков других тонов, которые близко подходят к черному:

  1. Серый голубовато-зеленый оттенок черного.
  2. Золотой оттенок черного.
  3. Красный оттенок черного.
  4. Сумеречный серый голубовато-зеленый.
  5. Серая умбра.
  6. Темно-коричневый и еще несколько других.
Черный
Есть несколько цветов, близких к черному цвету.

Цвета и психология человека

Постоянно окружая нас, цвет воздействует на наше восприятие действительности. Различные тона и оттенки соотносятся с эмоциональными состояниями, могут влиять на работоспособность и настроение человека. Воздействие цвета распространяется в первую очередь на сферу чувств и в меньшей степени на интеллект.

Ученые установили, что между цветами и их истолкованием есть корреляция. Она выражается в типовых подсознательных ассоциациях, которые свойственны большинству людей в одном и том же социальном контексте.

Интерпретация колористических тонов культурно неоднородна. Но есть общее:

  1. Черный цвет чаще всего связывают с мощью, тайной, гневом, стилем.
  2. Синий представляет вселенную. Он ассоциируется с безопасностью, успокаивающим действием, физическим и психологическим расслаблением.
  3. Зеленый тяготеет к символике мира, спасения, гармонии и любви. Его рассматривают как цвет жизни и роста. Умиротворяет и расслабляет.
  4. Красный порождает представление об активности, уверенности, страсти. Это возбуждающий, стимулирующий цвет. Однако в крайнем выражении он символически связан с огнем и войной.
  5. Желтый – цвет солнца, божественного воплощения. Радостный и парящий, проявление движения, оптимизма, выразительности.
  6. Фиолетовый связывают с мудростью и зрелостью. Способствует вдохновению, состраданию. Одновременно его характеризуют как таинственный, связанный с великими идеями и интуицией.
Черный цвет
Черный цвет связывают со стилем.

Использование разных цветов в интерьере

Цветовые решения в дизайне интерьера играют важную роль. Каждому стилю соответствует своя палитра, набор сочетаний тонов и оттенков. И это не зависит от того, какое стиль дизайна выбран: классический, модерн или хай-тек.

Подбор цветового диапазона задает общее направление, делая интерьер приятным для глаза, оригинальным.

Используются несколько основных композиционных вариантов цветовых сочетаний:

  • однотонный;
  • двухцветный – в основе 2 основных тона с добавлением нескольких вспомогательных оттенков;
  • полярный – работает на контрастах;
  • многоцветный – сочетание нескольких цветов, часто используется триада тонов.

Кухня

На кухне допустимы разные цветовые сочетания и варианты. Многое зависит от вкуса хозяев. Однако подбор темных тонов – слишком экзотичный вариант. Он требует большой осторожности. Если же выбирать яркие тона, то в качестве доминантного цвета подойдут красный, белый, желтый, зеленый.

Кухня
Для кухни подойдет красный цвет.

Гостиная

Гостиная, как это принято в большинстве домов, – комната для приема гостей. Но и сами хозяева с удовольствием располагаются там для работы, чаепития или отдыха. Многие оформляют эту комнату в каком-либо едином стиле, хотя другие предпочитают эклектику.

Если хозяева выбирают яркие тона, стоит отслеживать их гармоничность.

Если решено следовать одному стилю, то он будет определять и цветовую гамму. Например, стиль прованс потребует светлых, розоватых, бледно-фиолетовых, бледно-зеленых тонов. Стили классика или модерн предполагает опору на цвета натурального дерева и подбор соответствующих тканей. Современные лофт и хай-тек влекут за собой использование характерных для них тонов. Техно потребует металлизированных поверхностей соответствующих оттенков.

Спальня

Предназначение спальни – отдых. Поэтому вряд ли найдутся любители кричащих цветов и контрастных сочетаний для оформления этой комнаты. Классика спального интерьера – бежевые, розоватые, голубоватые тона, мятные и лавандовые оттенки.

Спальня
Спальня хорошо смотрится в бежевых тонах.

Мебель предпочтительна в различных оттенках натурального дерева, хотя многим и нравятся окрашенные светлыми красками кровать, тумбочки, шкаф. Пуфы, которые часто присутствуют в спальне, оформляются тканями некричащих тонов. Шторы удобны плотные, защищающие пространство не только от света, но и от шума. Их можно сделать более темными, чем весь интерьер, но не контрастными, а близкими по палитре.

Ванная комната

В ванной преобладают керамические или пластиковые материалы. В большинстве случаев комната отделывается в одном тоне. Иногда используется два, один из которых – белый, т. к. сантехника изготавливается главным образом в этом цвете.

Поскольку ванная – помещение небольшое, не стоит перегружать ее темными колерами. Не рекомендуется также выбирать красный цвет или, например, желтый. Предпочтительны оттенки синего или зеленого. Уютной выглядит ванная, оформленная в молочных, бежевых, розоватых тонах.

Учим цветовые оттенки. Должен различать каждый дизайнер!!!

Детская комната

Детская оформляется в комфортных для ребенка оттенках и цветовых сочетаниях. Большое количество разноцветных картинок со временем будет его утомлять. Поэтому так важно соблюсти баланс между использованием привлекательных для ребенка цветных изображений, ярких пятен и спокойной, гармоничной композицией.

Палитру можно применять широкую, но ориентироваться стоит на жизнерадостные тона: золотые, желтые, мягкие оттенки красного, зеленого или голубого цвета. Главное не переборщить с яркостью и контрастными сочетаниями.

Похожие статьи

В мире краски
Добавить комментарий

Adblock
detector