Интересный способ декорирования интерьера – роспись по стеклу акриловыми красками – для начинающих не покажется слишком сложным. Даже при отсутствии навыков и способностей к рисованию для нанесения рисунка можно использовать шаблоны и трафареты, применять точечный способ или простые народные техники.
Полупрозрачность акриловых красок позволяет самостоятельно украсить стеклянные изделия (посуду, вставки на дверцы, плитку и пр.), выбирая нужный стиль и тематику оформления.
Декоративная роспись стекла
Первые рисунки и орнаменты, которые нанесет рука начинающего художника на стеклянную поверхность, не должны быть слишком сложными. Если рисовать будет ребенок, можно предложить ему изобразить цветок, бабочку, украсить изделие облаками и солнцем, нарисовать дождь и т. п.
Выполнение простых мазков и линий поможет набить руку и взрослому, который до этого не занимался рисованием. В качестве шаблона можно использовать контурные рисунки, подкладывая шаблон под прозрачное или матовое стекло. Обведя темные линии, середину закрашивают единым тоном.
Техника
Для росписи стекла применяют сходные по исполнению техники:
- простую заливку контура;
- тиффани – создание сплошного узора из отдельных элементов, каждый из которых выглядит как деталь мозаики;
- витражную роспись – выполняется специальными красками (прозрачными), каждая часть рисунка представляет собой темный контур, залитый 1 тоном.
Работа начинается с подготовки стекла. Для первых опытов можно расписать стеклянную банку, превратив ее в вазу. Чтобы легко снять с изделия этикетку, надо замочить его в теплой воде с моющим средством. Затем емкость моют и высушивают.
Если используется плоская стеклянная пластина, то после удаления пыли сухой салфеткой можно просто обработать поверхность спиртом или водкой, средством для мытья стекол, вытереть до сухого состояния.
Для росписи готовят:
- краски и палитру;
- несколько кистей (для каждого оттенка своя);
- палочку или лопатку для смешивания красок;
- растворитель с ацетоном в составе;
- акриловый прозрачный лак.
Подготовленную основу раскрашивают в следующем порядке:
- Тонкой кистью наносят контуры рисунка, подложив эскиз на бумаге под пластину. Если выбрана техника тиффани, рисуют небольшие округлые контуры, из которых состоит большая деталь росписи (например, фон). Элементы рисунка могут быть целыми, если они невелики (лепесток маленького цветка и т. п.), их форма может быть любой. Когда все контуры прорисованы, изделие оставляют сохнуть на срок, указанный производителем краски. Если был использован объемный контур (рисуют им без кисти, выдавливая полоску из тюбика), нужно полностью высушить его перед раскрашиванием.
- Заполнить внутреннюю часть контура краской нужного оттенка. При рисовании в стиле тиффани можно в 1 элементе «мозаики» сделать 2-3 мазка разными оттенками цвета. Это придаст рисунку выразительность и создаст эффект объема. Для витража внутреннюю часть контура заливают 1 оттенком. Если рисуют предмет с тенью, делают несколько мазков более темным оттенком той краски, которой залит элемент.
- Готовое изделие высушивают, покрывают лаком. Чтобы сделать рисунок еще устойчивее к воздействию влаги при уборке, изделие можно прогреть в духовке. Стеклянную вещь кладут в холодный шкаф, а затем включают его, доводят температуру до +150°С, отключают и оставляют стекло остыть в печи.
Правила при работе с акриловыми красками:
Роспись посуды
При помощи акрила можно изготовить красивые имитации старинной русской росписи в стиле гжельской, хохломской, жостовской посуды. Иногда на поверхность кружки наносят трафаретный узор или копируют детские рисунки из кружков и палочек. Акриловые краски нетоксичны, но не слишком стойки, поэтому лучше украшать посуду с внешней стороны или использовать ее только для декора кухни.
Роспись тарелок
Рассматривая фарфоровые сервизы с цветочной росписью, стоит обратить внимание на то, что лепестки цветов выполнены 1-2 мазками. Эта техника носит название веретеновидной и чаще всего применяется при декорировании посуды мастерами росписи.
Для нанесения веретенообразного мазка кончик кисти, смоченной нужным оттенком краски, прикладывают к точке начала лепестка и проводят прямую или слегка изогнутую линию. При этом кисть постепенно опускается на поверхность тарелки и ширина линии становится больше.
Примерно на ¾ длины лепестка кисть начинают отрывать от основы, не прекращая передвигать ее. Завершается мазок округлой суженной частью (если не протягивать линию кончиком) или острием (если немного провести самым концом ворса).
При рисовании цветка типа ромашки мазки делают от кружка в центре. Розу рисуют дугообразно изогнутыми мазками, а иногда лепесток создают из двух рядом расположенных фрагментов с острым началом и широкой округлой вершиной. При рисовании цветка в жостовской технике на ворс набирают 2 оттенка цвета. При движении кисти они плавно смешиваются, создавая эффект объема.
Веретенообразные мазки применяют и в других стилях росписи акриловыми красками на стекле.
Гжель
Гжельская роспись характерна своими узорами в голубой гамме, нанесенными на белый фон. Для имитации используют неокрашенные тарелки и блюда. В основе композиции лежит несколько крупных цветов (иногда рисуют фантастических птиц и т. п.).
Для крупного цветка-купавки рисуют круг. Затем на верхней части будущего венчика делают меньший круг, а по его периметру – несколько мелких мазков или точек, чтобы получить волнистый край.
Низ цветка оформляют веретенообразными мазками, располагая их по обе стороны от окружности (провести снизу вверх), а также несколькими короткими мазками от места соединения основания первых (проводят сверху вниз).
Получится цветок, напоминающий розу или купальницу. Иногда крупные цветы рисуют несколькими изогнутыми веретеновидными мазками, выходящими из 1 точки, веером.
Когда обозначены крупные элементы композиции, их соединяют плавными линиями-стеблями, рисуют листья, завитки, бутоны и пр. Используют краску только 1 оттенка синего (кобальт), разбавляя ее при необходимости водой. Градиент оттенков создается при движении кисти. Перед началом работы на керамике лучше потренироваться в проведении разных типов мазка на бумаге.
Хохлома
Хохломская роспись применяется для декорирования деревянной посуды и состоит из цветов, листьев, стеблей на черном или красном фоне (редко на другом темном). Цветы бывают разных форм и сложности. Чаще всего делают несколько изогнутых к центру мазков разного размера, а снизу дополняют 2 короткими и заостренными «кудряшками».
Встречаются способы рисования по кругу, как в гжельской росписи. На черном фоне чаще всего рисуют красные и золотистые лепестки, дополняя их тонкими черточками черной краски.
В хохломской узор обязательно входят грозди крупных алых и мелких желтых (золотых) ягод. Это круги и крупные точки. На больших ягодах иногда рисуют точку или маленький круг на вершине. Листья могут быть тройчатыми (как у земляники) или вытянутыми, с хорошо прочерченными тонкими черными жилками.
Элементы рисунка наносятся без предварительной разметки, но можно нарисовать эскиз на бумаге или скопировать понравившийся узор. Когда крупные детали нарисованы, проводят плавно изогнутые стебли с мелкими мазками-листками (завитки или изогнутые тонкие штрихи).
В отличие от гжельской росписи, хохломская многоцветна, сочетает зеленый, красный, золотой и другие колеры. Синяя гамма почти не применяется.
Современные картины на стекле и керамике
Изобразить живописное панно без навыков художника тоже нетрудно. Часто используют силуэтные рисунки сплошным цветом, контрастным к фону. Буквы, фигурки птиц и животных можно нанести, распечатав и вырезав трафареты. Краску наносят губкой, аккуратно покрывая поверхность через прорези шаблона.
Авангардное полотно легко создать так, как рекомендует мастер-класс по технике флюид арт на видео:
- покрыть поверхность плитки или другую ровную основу фоновой краской;
- в маленьком пластиковом стакане смешать несколько заранее приготовленных красок;
- быстро перевернуть емкость на основу, дать краске вытечь на поверхность и снять стаканчик.
При растекании массы на поверхности получится абстрактная цветная картина. Ее можно использовать в качестве фона для контурного рисунка или как самостоятельное произведение.
Вариант техники – фантазийные цветы. Их рисуют нитью, смоченной контрастным красителем. На покрытую свежей краской поверхность укладывают нить плавными волнами: сверху с небольшой амплитудой, внизу – с максимальной. Когда все уложено, нужно потянуть за конец в нижней части рисунка. Смещаясь, витки нити оставят разводы в виде лепестков.
Роспись бокалов
Стеклянную посуду (например, бокалы), можно расписывать и в другой технике, нанося выпуклые точки акриловым контуром в тюбиках. Поверхность при этом напоминает бисерную вышивку. Линиями этого же контура можно имитировать кружево или морозные узоры. Для такой техники часто не применяют даже эскизов или шаблонов.
Точечным способом часто украшают и непрозрачную керамическую и стеклокерамическую посуду.
Тонкие фужеры из ровного стекла расписывают как стеклянную банку, помещая внутрь емкости эскиз, если рисунок сложный. Для простого орнамента часто не применяют никаких предварительных заготовок, проводя все линии от руки. Украсить бокал можно и через трафарет.
Как создать витражи?
Для имитации витража используют прозрачные витражные краски и акриловый контур в тюбике (лучше всего темный). Создание картины напоминает простой контурный рисунок с заливкой:
- по подготовленному эскизу наносят границы фрагментов картины акриловым контуром (должен получиться выпуклый узор из линий);
- когда контур высохнет, окрашивают каждый очерченный контуром кусок стекла в выбранный цвет;
- готовое изделие запекают в духовке, медленно нагревая и остужая пластину.
Витражами украшают такое стекло, через которое проходит свет: окна, межкомнатные двери и т.п.
Роспись керамической плитки
Для плоских керамических поверхностей можно использовать все приведенные техники, кроме витража и тиффани. Чаще всего плитку декорируют по трафарету, создавая одинаковый узор на каждом элементе фартука или панели в ванной.
Декор интерьера в стиле шебби шик или прованс можно выполнить и при помощи декупажа, приклеивая рисунок на бумаге на керамику.
Чтобы он аккуратно вписался в изделие и выглядел как роспись, после высыхания полувлажной губкой обрабатывают границу бумаги и кафеля, нанося ободок краски, бледнеющей по мере удаления от картинки. Оттенок ободка должен соответствовать какому-то цвету в рисунке. После высыхания нужно покрыть пластину лаком.
Роспись акриловыми красками:
Профессионально подбираю цветовые решения при оформлении квартир и студий
Имею художественное образование и готова ответить на интересующие Вас вопросы