Покраска авто должна проводиться только после тщательной подготовки и строго по инструкции. При несоблюдении правил новый слой быстро начнет покрываться трещинами и сколами, может полностью отойти от кузова. Процедура начинается с выбора материалов и подсчета их количества, покупки инструментов и зачистки старой краски.

- Что влияет на расход краски и лака – как рассчитать количество материалов
- Инструменты и материалы для окрашивания кузова автомобиля
- Выбор растворителя для краски
- Что делать со старым покрытием
- Снятие лака
- Снятие краски
- Подготовка гаража и условия успешной покраски кузова
- Подготовка авто к покраске
- Мойка и очистка кузова
- Маскировка деталей и зачистка кузова
- Обезжиривание
- Шпатлевание
- Шлифование
- Грунтование
- Отвердители
- Нанесение красящего состава
- Нанесение лака и полировка
- Выбор эмали для авто
- Сколько сохнет краска на кузове
- Особенности покраски хромированных деталей
- Частые проблемы самостоятельного окрашивания
- Как убрать потеки при самостоятельном окрашивании
- Причины вспучивания краски
- Что делать, если краска откалывается и трескается на кузове
Что влияет на расход краски и лака – как рассчитать количество материалов
Чтобы рассчитать объем материалов, в первую очередь понадобится вычислить площадь обрабатываемой поверхности. Усредненная норма без учета типа детали и эмали – 200–250 мл на 1м2.
Существуют готовые калькуляторы, в которых можно указать даже марку авто. Например, на ВАЗ-2107 или ВАЗ-2110 уйдет примерно 2,5–3 л.
На расход материалов влияют следующие факторы:
- Количество и размер деталей для покраски. В среднем для 1 кузовной детали нужно от 100 г до 300 г неразбавленной краски. Исключение – капот, бамперы и крыша. В их случае базовую норму нужно умножить в 2 раза, т.к. эти детали больше по площади. Дополнительно следует учитывать, что некоторые элементы окрашивают с обеих сторон.
- Состояние деталей. Если на поверхности присутствуют вмятины или царапины, материалы следует брать с запасом.
- Тип автомобильной краски. Самой экономичной считается акриловая. Расход алкидной эмали в среднем выше на 40–60%. Также из-за быстрой полимеризации на ней образуется больше дефектов, которые приходится перекрывать и исправлять.
- Цвет эмали и кузова. Если новый цвет сильно отличается от старого, может потребоваться больше материалов для перекрытия пигмента. Например, иногда приходится наносить 10 и более слоев ярких красных и желтых оттенков. Наиболее укрывистыми являются белые, черные и зеленые тона.
- Тип дополнительных материалов. Приветствуется использование грунтовки, краски и лака одного бренда. Это помогает немного экономить на количестве материалов.
- Инструменты. Расход напрямую зависит от краскопульта: его конструкция определяет, какой процент материалов попадает на деталь. Хорошим считается показатель от 75% и выше. Однако при однократной самостоятельной покраске выгоднее может быть увеличение объема эмали вместо покупки дорогостоящего электрического краскопульта.
- Количество слоев. Параметр зависит от исходного цвета кузова, укрывистости материала, состояния деталей и других факторов. В среднем наносят 3 слоя, однако в случае с порошковой краской достаточно одного.
- Опыт маляра. У новичка уйдет больше материалов, т.к. он не сможет сразу правильно настроить инструмент и развести смеси.
Дополнительно на расход может повлиять использование специального покрытия или нанесение сложного узора. Например, при применении защитной смеси “Раптор” на 1 машину уходит до 15 л состава.
Если планируется создание граффити, придется отдельно рассчитать нужное количество баллончиков в зависимости от размеров рисунка и палитры.
Инструменты и материалы для окрашивания кузова автомобиля
Помимо самой эмали, для окрашивания кузова понадобятся следующие инструменты и материалы:
- компрессор;
- воздушный шланг;
- фильтр-влагоотделитель;
- краскопульт;
- шлифовальная машинка;
- шлифки;
- шлифовальная бумага;
- шпатели;
- эпоксидный и кислотный грунты;
- полировальная машинка;
- обезжириватель;
- шпаклевка;
- лак;
- малярная лента;
- маскировочная пленка и бумага;
- растворитель для прочистки краскопульта;
- разбавитель для лака и краски;
- мерные стаканчики;
- липкие салфетки для удаления пыли;
- защитный костюм;
- строительный фен для снятия декоративных элементов.
Дополнительно могут пригодиться канцелярский нож и грунтовка в баллончиках. На материалах лучше не экономить, т.к. они косвенно обеспечивают удобство во время работы и качество окрашивания.
Например, спиральные воздушные шланги спутываются и цепляются. Без влагоотделителя высока вероятность появления неровностей на покрытии. Желательно приобрести гибкие абразивы, т.к. не всегда удобно обрабатывать сложные участки наждачной бумагой.
.jpg)
Выбор растворителя для краски
Все производители указывают на своей продукции, каким растворителем разбавить автомобильную краску. Настоятельно рекомендуется соблюдать инструкции, иначе появятся дефекты на покрытии. Растворитель должен быть совместим с другими материалами по уровню глянца, прозрачности и составу.

Что делать со старым покрытием
Целесообразность удаления старых материалов определяют в каждом случае индивидуально. Нередко краску оставляют, если нет никаких дефектов, однако многое зависит от состояния автомобиля.
Заводское покрытие не убирают, если оно не повреждено. Полная зачистка чаще всего требуется в случае с устаревшими машинами во время их реставрации.
Снятие лака
Лак можно снять с помощью специального химического средства или механическим способом. Последний подразумевает использование строительного ножа, наждачки, шлифовальной машинки или шпаклевки. Все зависит от того, планируете ли вы снимать старую краску.
Убрать лак с помощью лезвия, не повредив слой под ним, невозможно, поэтому инструмент не применяют при работе с заводским покрытием.
Шлифовальная машинка удобна, но она подходит только для больших деталей.
Для сложных участков берут наждачную бумагу и скотч-брайт. Для сведения глянца перед покраской достаточно абразива Р120–Р180, Р80 предназначен для зачистки до металла.

Снятие краски
Если на краске нет отслоек и неровностей, ее лучше не снимать. При необходимости используют растворители для размягчения покрытия, сухой лед, пескоструй и шлифовальные машинки.
Последние предпочтительнее, т.к. это самый простой, быстрый, щадящий для металла и относительно недорогой способ. Для снятия краски применяют насадки в виде проволочных щеток или наждачных кругов.
Процедуру обязательно проводят в защитной маске, поскольку в процессе выделяется много пыли.
Зачищать покрытие нужно медленно, чтобы не повредить металл. Особенно тщательно обрабатывают участки со ржавчиной, чтобы не допустить распространения очагов.

Подготовка гаража и условия успешной покраски кузова
Окрашивание желательно проводить в специальной камере. В ней поддерживается оптимальная температура и осуществляется правильная вентиляция. В крайнем случае можно воспользоваться гаражом.
Он должен быть достаточно просторным, чтобы вы могли свободно ходить вокруг машины в процессе покраски. Минимальная длина гаража – 6 м, ширина – 4 м, если речь идет о классическом авто.
Если эти параметры не позволяют держать краскопульт на рекомендованном расстоянии во время обработки ТС, придется найти другое помещение, иначе слой эмали будет неравномерным.
Из гаража выносят все лишние вещи, которые будут мешать свободному передвижению. Весь мусор выметают, а помещение продувают сжатым воздухом, чтобы избавиться от пыли. После этого ждут сутки, чтобы оставшиеся частицы осели, затем проводят влажную уборку.
Обязательно нужно учитывать время года.
Однозначно сказать, при какой температуре можно красить автомобиль, без учета обстоятельств нельзя, но в помещении должно быть минимум +8…+10 °C, а лучше +15…+20 °C. Если в здании слишком холодно, его обязательно прогревают. При низкой температуре эмаль плохо распыляется и сохнет, может не полимеризоваться.
Заранее позаботьтесь о вентиляции. Испарения не должны оставаться в помещении. Естественную вентиляцию лучше дополнить вентилятором. Можно приоткрыть дверь или ворота, но не слишком сильно, чтобы пыль не проникала внутрь. Желательно установить дополнительное освещение, т.к. благодаря ему лучше видны блики и дефекты, проще предотвратить появление подтеков.
Подготовка авто к покраске
Технология нанесения покрытия подразумевает обязательные мойку и очистку кузова от пыли и грязи. Детали размечают и зачищают. Для выравнивания обработанной поверхности используют шпатлевку.
При покраске своими руками важно правильно развести краску и отрегулировать ее густоту, иначе она будет неравномерно распределяться, слишком быстро сохнуть или не полностью затвердеет.
Мойка и очистка кузова
В процессе мойки удается убрать пыль и грязь, наличие которых на поверхности во время покраски недопустимо. Если есть жировые и битумные пятна, их обязательно удаляют с помощью уайт-спирита или специальных средств. На данном этапе, в зависимости от наличия повреждений, может быть принято решение о проведении сварочных работ.

Маскировка деталей и зачистка кузова
После просушивания закрывают детали, на которые не должна попадать краска. Это делают с помощью полиэтиленовой пленки или трафарета и малярного скотча. Все съемные детали демонтируют. Далее проводят зачистку.
С лака сводят глянец, если нужно – удаляют слой старой краски или обрабатывают дефектные участки.
В последнем случае убирают все неплотно прилегающие фрагменты, а переходы сглаживают. Если обработать поврежденные области недостаточно хорошо, новая краска будет трескаться.
.jpg)
Обезжиривание
Рабочую поверхность обезжиривают после зачистки. Сначала ее протирают смоченной в специальном средстве салфеткой, затем повторно протирают чистым материалом, чтобы убрать растворенные вещества. За 1 раз обрабатывают участки площадью не более 50 на 50 см. Обезжиривание обязательно проводят в защитном костюме.
Шпатлевание
Шпатлевание помогает выровнять поверхность под покраску при наличии повреждений и сформировать кузов. Перед ним и после него нужно тщательно отшлифовать покрытие, чтобы избежать оконтуривания. Шпатлевку наносят либо на эпоксидный грунт, либо на металл. Ей обязательно дают просохнуть перед дальнейшим шлифованием.

Шлифование
Шлифование позволяет избежать появления дефектов покрытия и улучшить сцепление краски с нижними слоями. Данный этап нельзя пропускать.
Предпочтительным является сухое шлифование. Оно предупреждает появление очагов коррозии, а также экономит материалы и время.
Выбор зернистости шлифовальной бумаги зависит от обстоятельств. Например, для придания формы шпатлевке достаточно Р120–Р180. Пограничные кромки сглаживают бумагой Р220. Зернистость уменьшают постепенно: каждый шаг не должен превышать 100 единиц.

Грунтование
Грунтовка дополнительно выравнивает поверхность и улучшает сцепление материалов между собой, защищает металл от коррозии. Состав желательно наносить отдельным краскопультом. Процесс напоминает непосредственно окрашивание.
.jpg)
Отвердители
Шпатлевку, грунт и краску при необходимости смешивают с отвердителем. Для этого используют только рекомендованные производителями материалы и соблюдают указанные в инструкции пропорции.
Нанесение красящего состава
Краску разводят строго по инструкции. Ее заливают в краскопульт через воронку с сеткой. Пистолет во время работы держат перпендикулярно рабочей поверхности.
Важно не менять скорость движений и расстояние до автомобиля в процессе окрашивания.
Каждый слой должен перекрывать предыдущий на 50%. После прохода краскопульт плавно уводят в сторону.
.jpg)
Нанесение лака и полировка
Покрыть лаком машину можно как сразу после нанесения краски, так и после ее полной полимеризации. Технология зависит от вида материалов и рекомендаций производителя.
Если подразумевается добавление отвердителя, лак сначала нужно развести, соблюдая инструкцию.
Покрытие распыляют так же, как и базу. Последние слои делают более плотными, финишный – на грани подтеков. В конце используют полироль, чтобы придать блеска покрытию и дополнительно защитить его.
.jpg)
Выбор эмали для авто
Чаще всего для покраски авто берут акриловые краски. Они устойчивы к повреждениям и быстро сохнут. Меламиноалкидные эмали полимеризуются только при температуре +110…+130 °С, поэтому для самостоятельного использования не подходят. Алкидные краски дешевые, но высыхают слишком быстро и неравномерно.

Знаю все о красках и полимерных защитных покрытиях
Могу помочь при выборе подходящего красящего материала и готов ответить на интересующие Вас вопросы
Для полной покраски предназначены твердые эмали, для локального ремонта – мягкие. Цвет зависит от личных предпочтений, но лучше выбирать либо укрывистый, либо близкий к подложке.
Всё про краску и авто:
Сколько сохнет краска на кузове
Точно сказать, сколько времени сохнет краска, без учета обстоятельств невозможно. Ответ зависит от температуры в гараже, вида краски и толщины слоя. В среднем акрил застывает 2 часа при +20 °С, алкидная эмаль – сутки.
.jpg)
Особенности покраски хромированных деталей
Хромированные детали твердые и не обеспечивают достаточно хорошего сцепления, поэтому краска с них может отколоться. Чтобы этого не произошло, нужно тщательно обработать поверхность наждачной бумагой зернистостью от 360 до 600. Если планируется грунтование – то до 1 000. Далее нанести грунт, матировать его и уже после этого красить.
Будет полезно знать:
Частые проблемы самостоятельного окрашивания
При самостоятельном окрашивании часто появляются потеки, “кратеры” на эмали, сколы и т.д. Большинство проблем возникают из-за неправильной подготовки или нанесения покрытия. Их проще предотвратить, чем устранить, но, даже если дефекты уже есть, можно попытаться сгладить их.
Как убрать потеки при самостоятельном окрашивании
Чтобы убрать подтеки, сначала нужно дать краске высохнуть. Далее срезать выступающие части лезвием, после чего провести влажное шлифование шкуркой не грубее 1 200 до тех пор, пока потек полностью не исчезнет.
Также можно попробовать выровнять базу с помощью дополнительного слоя краски, если речь идет о потеке на маленькой детали.

Причины вспучивания краски
Вздуться краска может сразу по нескольким причинам.
Среди них:
- использование некачественных или несовместимых материалов;
- плохая полимеризация предыдущего слоя;
- слишком обильное нанесение покрытия;
- некачественная зачистка и т.д.
При сильной выраженности дефекта придется снимать ЛКП до металла и обрабатывать заново. Если вздулась краска на небольшом участке, то можно просушить его, отшлифовать и перекрасить.
Что делать, если краска откалывается и трескается на кузове
Трещины, подрывы и сколы появляются при нарушении технологии нанесения покрытия, ошибках в смешивании материалов, неправильной подготовке и т.д.
Простых способов устранить дефект нет, придется полностью снимать поврежденные участки и заново обрабатывать их. Это нужно сделать как можно быстрее, иначе площадь трещин и сколов будет увеличиваться, могут возникнуть очаги коррозии.
Всё про краску и авто: